Ассоциация Российских Детективов

Правопорядок, закон, безопасность

Правовая природа частной детективной деятельности

Аннотация:

В статье обосновывается необходимость рассмотрения правовой природы, сущности и правового регулирования частной детективной деятельности на основе системного подхода и положений новой науки сыскологии. На основе анализа российских и международных источников, современных научных теорий доказывается, что частная детективная деятельность является одним из видов  профессиональной сыскной деятельности, разновидностью юридической и предпринимательской деятельностей, одним из законных средств обеспечения национальной безопасности, лицензируемым видом деятельности. Дан анализ содержания и характера детективных услуг, что  позволило  раскрыть сущность частной детективной деятельности, её направленность на защиту конституционных прав граждан, обеспечение безопасности предпринимательской деятельности, доступа к правосудию, содействие правоохранительным органам борьбе с преступностью. Рассмотрены проблемы действующего законодательства в области профессиональной сыскной деятельности и частной детективной деятельности и предложены пути их решения. Обоснована необходимость принятия общего федерального закона о профессиональной сыскной деятельности, отдельного Федерального закона «О частной детективной деятельности», внесении изменений в другие федеральные законы, а также поддержана идея о целесообразности формирования новой отрасли права – детективного права как своевременного реагирования государства на необходимость упорядочения сложившихся детективных правоотношений.

Ключевые слова: сыскология, детективология, профессиональная сыскная деятельность, частная детективная деятельность, детективные услуги, детективное право.

 

Системный подход к пониманию правовой природы, сущности и правовому регулированию частной детективной деятельности

 

Полное и целостное представление о частной детективной деятельности, её сущности, правовой природе, целях и задачах невозможно без системного подхода к познанию этого феномена, суть которого состоит в том, что каждый объект в процессе его исследования рассматривается как самостоятельная структурированная система и одновременно как элемент более общей системы. Иной подход к познанию частной детективной деятельности создаёт искажённое, однобокое представление о ней, формирует негативное отношение к ней вплоть до утверждений о её ненужности и даже вредности, что отрицательно сказывается на имидже этого социально полезного вида деятельности.

Нельзя сказать, что вопросы частной детективной деятельности были обойдены вниманием учёных. Они были предметом исследований ряда кандидатских диссертаций, монографий, научных статей, обсуждений на различных площадках. Однако рассматривались они односторонне – в основном с позиций тех или иных отраслей права, ведомственных интересов, зачастую без учёта современных научных взглядов на сыскную деятельность. Поэтому до настоящего времени отсутствуют системные фундаментальные исследования частной детективной деятельности как цельного, многогранного и многоаспектного явления, взаимосвязанного с другими правовыми явлениями.

В предлагаемой статье автор предпринял попытку в какой-то мере восполнить существующий пробел и высказать свою позицию по отдельным, на его взгляд, проблемным вопросам, касающимся правовой природы частной детективной деятельности, её сущности и правового регулирования. При этом автор рассматривает их с позиции формируемой в России новой юридической науки – сыскологии, во взаимосвязи с другими видами профессиональной сыскной деятельности, с учётом норм и положений ряда отраслей права (конституционного, гражданского процессуального, уголовно-процессуального, семейного и др.), модельного законодательства и законодательства в области обеспечения национальной безопасности.

Рассмотрим каждый из указанных элементов, характеризующих частную детективную деятельность.

 

  1. Правовая природа частной детективной деятельности

 

Раскрыть правовую природу частной детективной деятельности, значит, дать ей характеристику, отражающую её специфику, определить место среди других правовых явлений в соответствии с её социальной природой, показать взаимосвязи с другими видами профессиональной сыскной деятельности.

 

1.1. Частная детективная деятельность – разновидность профессиональной сыскной деятельности (профессионального сыска).

 

Системный подход к исследованию частной детективной деятельности даёт основание для утверждения о том, что она является одним из видов, составной частью профессиональной сыскной деятельности. Оно основано на положениях сыскологии, которая устанавливает основные признаки, критерии, позволяющие отнести тот или иной вид деятельности к профессиональной сыскной деятельности, а также на анализе содержания и направленности частной детективной деятельности.

Возникновение сыскологии её сторонники относят к 2007 году, когда в журнале «Оперативник (сыщик)» была опубликована статья профессора А.Ю. Шумилова, в которой автор высказал идею о её необходимости, приведя в обоснование и аргументы.

Идея, высказанная А.Ю. Шумиловым, была поддержана российскими и зарубежными учеными (Республика Азербайджан, Республика Беларусь, Украина), представителями различных ведомств и специалистами, занимающимися исследованиями в области профессиональной сыскной деятельности. Число её сторонников постоянно растёт, о чём свидетельствуют публикации по данной тематике, систематически проводимые дискуссии на конференциях, круглых столах и других мероприятиях.

Под сыскологией А.Ю. Шумилов предложил понимать совокупность научных исследований в области оперативно-розыскной, контрразведывательной, разведывательной, частной сыскной деятельности, а также иных видов профессиональной сыскной деятельности. Приведём его определение полностью: «Новая наука о профессиональной сыскной деятельности (сыскная наука, наука о профессиональном сыске или сыскология) является частью отечественной науки (преимущественно юридической) и представляет собой межотраслевую систему научных взглядов, идей и представлений (совокупность знаний и концепций) о российской профессиональной сыскной деятельности, её принципах и практике применения, её возникновении, современном состоянии, сущности и содержании, тенденциях и перспективах развития, соотношении со смежными объектами научного изучения, а также об аналогах за рубежом. Сыскология – это система частных наук о профессиональном сыске» ,.

Сыскология – это формируемая наука обо всех видах профессиональной сыскной деятельности, в том числе, частной детективной деятельности. Главное её назначение состоит в обобщении и исследовании теоретического и практического опыта сыска, искусственно, субъективно рассредоточенного в различных видах профессиональной сыскной деятельности: оперативно-розыскной, контрразведывательной, частной детективной и иных, входящих в неё видов. Она представляет собою общую теоретическую основу в решении проблем частных («внутренних») её наук.

Сыскология представляет собой систему, которая включает в себя совокупность отечественных наук, изучающих профессиональную сыскную деятельность, а именно:

теорию отечественной разведки;

теорию отечественной контрразведки;

теорию отечественной оперативно-боевой деятельности, или теорию боевого сыска;

единую (общую для всех субъектов оперативно-розыскной деятельности) отечественную) оперативно-розыскную теорию;

теорию административного розыска;

теория розыскной работы следователей, органов дознания и дознавателей;

теорию исполнительного розыска;

теорию, так называемого, журналистского расследования;

теорию частной детективной деятельности (детективологию);

теорию корпоративной разведки и контрразведки.

Сыскология рассматривает различные виды единой профессиональной сыскной деятельности системно и, главное, с единых научных позиций, что даёт возможность выделить у них общие, существенные свойства и признаки, позволяющие отнести их к данной деятельности, при этом отвлекаясь от особенностей, присущих каждому из входящих в неё видов деятельностей. Она является методологической основой для познания всех видов профессиональной сыскной деятельности, в том числе, и для частной детективной деятельности, понимания их сущности, правовой природы, определении места и роли в профессиональной сыскной деятельности, постановки проблем и путей их решения.

Одним из направлений сыскологии является детективология – активно формируемая в последние два десятилетия в России наука об отечественной и зарубежной негосударственной детективной деятельности. Она представляет собой систему научных знаний о законах и характере детективной деятельности, закономерностях, принципах, субъектах, средствах и способах её осуществления, а также о возникающих в итоге её осуществления последствиях (прежде всего, юридически значимых).

Детективология является составной частью системы науки о профессиональной сыскной деятельности. Объектом её исследования является частная детективная деятельность. Следует отметить, что, по сравнению с другими отраслевыми науками о профессиональной сыскной деятельности (оперативно-розыскной, контрразведывательной и др.) детективология уделяет недостаточно внимания исследованию частной детективной деятельности как одного из видов профессиональной сыскной деятельности, её взаимосвязи с нею, месте и роли в этом общем и едином виде социально полезной человеческой деятельности.

Как следует из определения сыскологии, объектом её исследования является профессиональная сыскная деятельность. Учёные, называемые себя сыскологами, определяют профессиональную сыскную деятельность как юридически значимую работу (труд, дело), которая осуществляется гласно и негласно на основе общих принципов (использование конфиденциальных возможностей и др.) уполномоченными на то федеральным законом субъектами (представителями государства и др.), и которая заключается в добывании полезной информации для достижения определённых законодателем социально значимых целей, не противоречащих Конституции РФ.

Из содержания указанного понятия следует, что профессиональная сыскная деятельность (профессиональный сыск) представляет собой отдельный, самостоятельный вид социально значимой человеческой деятельности, осуществляемый государственными органами, юридическими и физическими лицами для достижения определённых целей и решения задач в порядке, установленном законодательством, важное специфическое средство поставки информации потребителю.

Профессиональная сыскная деятельность включает в себя различные виды деятельности. Сторонники сыскологии к видам профессиональной сыскной деятельности относят: оперативно-розыскную, контрразведывательную, разведывательную и оперативно-боевую деятельности, розыскную функцию следователей, органов дознания и дознавателей, административный розыск, розыск судебными приставами-исполнителями имущества должников, финансовую разведку, частную детективную деятельность, корпоративную разведку и контрразведку, журналистское расследование, проводимое журналистами как государственных, так и негосударственных средств массовой информации.

Этот перечень не является закрытым. К профессиональной сыскной деятельности могут быть отнесены и другие виды деятельности, если они отвечают требованиям, предъявляемым к профессиональной сыскной деятельности.

Виды профессионального сыска соотносятся как часть (например, частная детективная деятельность, оперативно-розыскная деятельность) и целое (профессиональная сыскная деятельность).

По мнению профессора А.Ю. Шумилова и его сторонников, общими признаками, присущими всем видам профессиональной сыскной деятельности и позволяющими объединить их в единый общий деятельностный комплекс, является двуединство объективно-субъективных признаков, включающих в себя:

1) группу объективных признаков:

наличие в качестве определяющего, так называемого, информационного компонента профессионального сыска. Суть его состоит в том, что весь профессиональный сыск служит средством для получения соответствующей информации, и поэтому он тесно связан с оборотом информации – её поиском, получением, передачей, производством и распространением (реализацией);

осуществление типичных сыскных, информационных, поведенческих актов (выведывание, опрос, наведение справок, наблюдение, отождествление объектов и др.).

2) группу субъектно-субъективных признаков:

профессиональную принадлежность участников этого сыска. В качестве одной из сторон, возникающих в профессиональной сыскной деятельности, общественных отношений должен выступать представитель профессионального сыска (оперативно-розыскной орган, разведчик, контрразведчик, частный детектив и т.п.);

наличие в профессиональном сыске целей, поставленных государственной властью;

зависимость уровня правового регулирования общественных отношений, возникающих в различных видах профессионального сыска, от волеизъявления власти.

Частная детективная деятельность отвечает всем указанным признакам, и поэтому вполне обоснованно учёные-сыскологи единодушно относят частную детективную деятельность к одному из видов профессиональной сыскной деятельности.

Содержанием частной детективной деятельности является оказание детективных услуг, перечисленных в части 2 статьи 3 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Все они нацелены на собирание сведений (информации) для заказчиков детективных услуг в порядке, установленном законодательством. В ходе их оказания частный детектив совершает типичные сыскные, информационные, поведенческие действия, характерные для субъектов профессиональной сыскной деятельности и предусмотренные статьёй 5 указанного Закона (устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение для получения необходимой информации).

Оказывать детективные услуги (осуществлять сбор сведений) вправе только частный детектив, который в правоотношениях с заказчиком выступает как представитель профессионального сыска. Его статус подтверждается лицензией, полученной в установленном законодательством порядке.

Далее, как и в отношении других видов профессиональной сыскной деятельности, государство устанавливает цели частной детективной деятельности (ст. 1 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»), от волеизъявления государственной власти зависит и уровень правового регулирования данного вида деятельности.

О тесной связи частной детективной деятельности с профессиональной сыскной деятельностью свидетельствует и законодательство в области частной детективной деятельности. Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» употребляет как синонимы термины «частная детективная деятельность», «частная сыскная деятельность» (название раздела 2, ст. 5), «детективные услуги» «сыскные услуги» (ст. ст. 3, 9).

Вместе с тем, следует отметить, что законодатель употребляет указанные термины с полным совпадением их значения. На самом деле это не совсем правильно. Частная детективная деятельность и профессиональная сыскная деятельность соотносятся друг с другом как часть (частная детективная деятельность) и целое (профессиональная сыскная деятельность). Такая нечёткость в определении соотношения между частной детективной и профессиональной сыскной деятельностями в Законе РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» обусловлена тем, что на момент его принятия (1992 год), в науке вопрос о единой профессиональной сыскной деятельности и её видах не рассматривался. Тем не менее, разработчики проекта указанного Закона интуитивно усмотрели тесную взаимосвязь между частной детективной и профессиональной сыскной деятельностями.

Сторонники сыскологии классифицируют профессиональный сыск на государственный профессиональный сыск и негосударственный профессиональный сыск. Частная детективная деятельность отнесена к негосударственному профессиональному сыску, для которого характерны общественные отношения, регулируемые в основном частным правом (предпринимательским, гражданским и др.).

Частная детективная деятельность имеет много общих признаков с другими видами профессиональной сыскной деятельности, что также подтверждает тезис о том, что она является одним из видов профессиональной сыскной деятельности.

Так, например, частная детективная деятельность имеет ряд общих черт с оперативно-розыскной деятельностью. И та и другая являются видами единой профессиональной сыскной деятельности. В ходе осуществления каждой из них осуществляется сбор информации (сведений). Законодательство в области частной охранной деятельности и оперативно-розыскной деятельности (ст. 5 Закона РФ «О частной детективной деятельности в Российской Федерации», ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности») предоставляет право субъектам, осуществляющим эти виды деятельности, совершать для получения необходимой информации, по существу, аналогичные действия (опрос, наведение справок, изучение предметов и документов, наблюдение, внешний осмотр строений, помещений и других объектов).

Далее, результаты частной детективной и оперативно-розыскной деятельностей могут быть использованы в доказывании по уголовным делам, для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, розыска лиц, в том числе без вести пропавших, имущества. Использование при этом сведений, полученных в ходе осуществления оперативно-розыскной и частной детективной деятельностей, органами предварительного расследования и судом, способствуют всестороннему, полному и объективному исследованию всех обстоятельств совершенного преступления, достижению баланса интересов сторон в уголовном судопроизводстве

Вместе с тем, между указанными видами деятельности имеются и специфические отличия, характеризующие особенности каждого из них.

Оперативно-розыскная деятельность является видом государственного сыска и вследствие этого носит публично-правовой характер. Частная детективная деятельность успешно сочетает частноправовой характер и публичные функции государства. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств, а частная охранная деятельность – в целях защиты прав и законных интересов заказчиков детективных услуг. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется государственными органами, а частная детективная деятельность – частными детективами. В оперативно-розыскной деятельности допустимо ограничение конституционных прав граждан, в частной охранной деятельности – это запрещено. Результаты оперативно-розыскной деятельности используются для защиты интересов стороны обвинения, а результаты частной детективной деятельности в основном – в интересах стороны защиты.

 

Элементы общего и особенного имеются между частной детективной и адвокатской деятельностями, в части, касающейся реализации адвокатами сыскных возможностей.

Деятельность адвоката, как и деятельность частного детектива, направлена на сбор соответствующих сведений. Оба этих вида деятельности направлены на достижение аналогичных целей – защиту прав и законных интересов юридических и физических лиц (заказчиков детективных услуг, доверителей). Сведения, собранные адвокатом и частным детективом, способствуют физическим и юридическим лицам реализовать конституционное право на доступ к правосудию.

Законодательство в области частной детективной и адвокатской деятельности предоставляет адвокату и частному детективу право совершать схожие, по существу, действия (наведение справок, опрос лиц с их согласия, использование технических средств). Частный детектив, как и адвокат, вправе собирать сведения по уголовному делу, которые могут быть использованы органами предварительного расследования и судом в доказывании по уголовному делу (ч. 3 ст. 86 УПК РФ, пункт 7 ст. 3 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»), заявлении ходатайств, обжаловании действий и решений органов предварительного расследования и суда. Частная детективная и адвокатская деятельности относятся к негосударственному профессиональному сыску.

Наряду с указанными общими признаками рассматриваемых видов профессиональной сыскной деятельности имеются и особенности.

Частная детективная деятельность регулируется Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», адвокатская деятельность – Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Субъектом адвокатской деятельности является адвокат, частной детективной деятельности – частный детектив, имеющий статус индивидуального предпринимателя. Для осуществления адвокатской деятельности не требуется получение лицензии, частная детективная деятельность осуществляется на основании лицензии, полученной в соответствии с законодательством. Объём собираемых сведений частным детективом гораздо шире, чем у адвоката. Осуществляя адвокатскую деятельность, адвокат имеет статус участника судопроизводства, частный детектив таковым не является. Частный детектив собирает сведения по уголовному делу для участников уголовного судопроизводства со стороны защиты, так и отдельных участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения (потерпевший, его законный представитель и представитель, гражданский истец и его представитель). Адвокат (защитник) собирает сведения только в интересах подозреваемого, обвиняемого. При этом он вправе собирать сведения, только оправдывающие или смягчающие ответственность подзащитного. Частный детектив вправе собирать сведения о любых обстоятельствах, подлежащих доказыванию по уголовному делу, а также сведения, необходимые участнику процесса для заявления различных ходатайств, обжалования решений органов предварительного расследования и суда.

Частный детектив собирает сведения на основании гражданского правового договора оказания детективных услуг, адвокат – на основании соглашения с доверителем.

Приведенные в пункте 1.1 настоящей статьи доводы и аргументы дают достаточные основания для отнесения частной детективной деятельности к одному из видов профессиональной сыскной деятельности. Такой подход позволяет рассматривать частную детективную деятельность как часть (элемент) более общей системы (профессиональной сыскной деятельности), использовать при исследовании возникающих при её осуществлении проблем закономерности, принципы и другие положения сыскологии и её составной части, детективологии.

 

1.2. Частная детективная деятельность – разновидность юридической и предпринимательской деятельности

 

В теории и на практике частную детективную деятельность обычно относят только к предпринимательской деятельности. Однако это не совсем так. В зависимости от целей, на достижение которых направлена частная детективная деятельность, содержания оказываемых частными детективами детективных услуг, характера возникающих при этом правоотношений частная детективная деятельность выступает в одних случаях как разновидность юридической деятельности, в других – одним из видов предпринимательской деятельности.

В теории права имеются различные определения понятия «юридическая деятельность». Их авторы, в зависимости от предмета и направленности исследования, акцентируют внимание на тех или иных его сущностных признаках. Применительно к данному исследованию, под юридической деятельностью понимается один из видов социальной деятельности, который осуществляется юристами с целью получения правового результата, удовлетворение законных потребностей и интересов социальных субъектов в соответствии с требованиями законодательства.

Значительная часть детективных услуг, оказываемых в ходе осуществления частной детективной деятельности, отвечает требованиям, предъявляемым к юридической деятельности.

О юридическом характере частной детективной деятельности свидетельствуют, прежде всего, цели, на достижение которых она направлена. Согласно части 1 статьи 1 Закон РФ «О частной детективной деятельности в Российской Федерации» частная детективная деятельность осуществляется в «целях защиты законных прав и интересов своих клиентов». Подобные цели ставятся в основном для видов юридической деятельности (оперативно-розыскной, адвокатской, нотариальной и т.п.).

Далее, гражданин, претендующий на получение статуса частного детектива, должен иметь юридическое образование либо стаж работы в оперативных или следственных подразделениях не менее трёх лет. Кстати, аналогичные требования предъявляются к адвокату, нотариусу, деятельность которых в соответствующих профильных законах отнесена к юридической деятельности.

О юридической направленности частной детективной деятельности свидетельствует и характер ряда детективных услуг, а именно: сбор сведений по гражданским и уголовным делам; установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований; разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну; поиск лица, являющегося должником в соответствии с исполнительным документом, его имущества; поиск ребёнка.

Юридический характер частной детективной деятельности подтверждается и предоставленным частью 5 статьи 3 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» правом частного детектива оказывать содействие правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений, сообщать в правоохранительные органы об известных им фактах готовящихся, совершаемых или совершенных преступлений (ст.7).

Как разновидность юридической деятельности рассматривают частную детективную деятельность и сторонники сыскологии, которые относят её к одному из видов профессиональной сыскной деятельности, отнесённой ими к юридической деятельности.

Частная детективная деятельность имеет целый ряд общих признаков с такими видами юридических видов деятельностей, как адвокатская и нотариальная деятельности, которые отнесены к видам профессиональной сыскной деятельности. Несмотря на это, частная детективная деятельность обычно не рассматривается как вид профессиональной сыскной деятельности.

Представляется, что юридическая деятельность может быть как предпринимательской деятельностью, так и не относится к ней. Об этом, в частности, свидетельствует многоцелевой характер частной детективной деятельности (защита прав и законных интересов заказчиков и извлечение прибыли).

Как полисемичный вид деятельности частная детективная деятельность является разновидностью не только юридической, но и предпринимательской деятельности, под которой понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли… от оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Такой вывод следует из анализа детективных услуг, законодательства в области частной детективной деятельности, гражданского и налогового законодательства, научных работ по данной тематике.

Согласно пункту 4 статьи 1.1 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» «частный детектив – гражданин Российской Федерации, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя». Он оказывает услуги физическим и юридическим лицам на основе возмездного договора (ст.1 указанного Закона), который заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ, с особенностями, предусмотренными статьёй 9 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». В соответствии с Налоговым кодексом РФ частный детектив исполняет налоговые обязательства как индивидуальный предприниматель.

Предпринимательский характер частной детективной деятельности наиболее чётко просматривается при оказании таких видов детективных услуг как установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции; изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадёжных деловых партнеров.

Следует отметить, что частная детективная деятельность носит многоцелевой характер. Однако в статье 1 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» названа только одна цель, на достижение которой она направлена (защита законных прав и интересов своих клиентов). Указанная цель подчеркивает лишь её юридическую направленность, Другая цель частной детективной деятельности, характеризующая её как разновидность предпринимательской деятельности, в указанном Законе не прописана. Поэтому в новом Федеральном законе «О частной детективной деятельности» следует восполнить этот пробел и прописать указанную цель. Кстати, именно таким образом, определены цели негосударственной (частной) сыскной деятельности в Модельном законе «О негосударственной (частной) сыскной деятельности» (извлечение прибыли и обеспечение прав и законных интересов заказчиков).

Многоцелевой характер частной детективной деятельности свидетельствует о том, что в ходе её осуществления гармонично сочетаются частно-правовые и публично-правовые интересы. Так, оказывая услуги по защите прав участников гражданского и уголовного судопроизводств, поиску ребёнка, без вести пропавших лиц, имущества, выявление и пресечение преступлений и административных правонарушений экономического характера, содействуя правоохранительным органам путём их информирования о совершенных или готовящихся преступлениях, частный детектив действует в публичных интересах. В данном случае государство, по существу, делегирует частному детективу публичные функции государства, как это было сделано в отношении нотариата (осуществление публичной функции превентивного правосудия). При оказании других услуг детектив защищает частные интересы.

 

1.3. Частная детективная деятельность – одно из средств обеспечения национальной безопасности.

 

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 2.07.2021 г. № 400 (п.5 ч.1) под национальной безопасностью Российской Федерации понимает состояние защищённости национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны.

Частная детективная деятельность способствует обеспечению национальной безопасности, а частные детективы, её осуществляющие, являются негосударственными субъектами обеспечения национальной безопасности. Поэтому не случайно в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности частная детективная деятельность отнесена к деятельности по обеспечению безопасности и проведению расследований (Раздел 80). Модельный закон ОДКБ «О негосударственных субъектах обеспечения национальной безопасности» относит детективные организации (детективов) к негосударственным субъектам обеспечения национальной безопасности.

Их участие в обеспечении национальной безопасности осуществляется путём оказания детективных услуг, направленных на удовлетворение потребностей физических и юридических лиц в экономической, информационной безопасности, сохранении коммерческой и иной охраняемой законом тайны, пресечении недобросовестной конкуренции. При осуществлении частной детективной деятельности частные детективы обеспечивают физическим и юридическим лицам реализацию таких конституционных прав как право на занятие предпринимательством (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ), на защиту имущественных прав (ст. 9, 20, 25 Конституции РФ), доступ к правосудию (ст. 52 Конституции РФ). Осуществляя сбор сведений для участников гражданского и уголовного судопроизводств, частный детектив обеспечивает реализацию ими прав, предоставленных уголовно-процессуальным и граждански законодательством (право на представление доказательств, заявление ходатайств и др.).

Далее, оказывая в процессе осуществления частной детективной деятельности содействие правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений и административных правонарушений, частные детективы тем самым принимают участие в борьбе с преступностью.

 

1.4. Частная детективная деятельность – лицензируемый вид деятельности.

 

Частная детективная деятельность отнесена Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензированным видам деятельности (п.33 ст.12). Её лицензирование осуществляется в порядке, установленном указанным Федеральным законом, с особенностями, предусмотренными Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (ст. 6) и Положением о лицензировании частной детективной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 июня 2011 г. № 498.

Лицензирование частной детективной деятельности является ограничением предпринимательской правоспособности индивидуального предпринимателя, каковым является частный детектив. Как известно, любые ограничения оправданы только в случаях, когда степень таких ограничений соответствует их общественным и правовым целям. В связи с этим возникает вопрос, насколько обосновано отнесение частной детективной деятельности к лицензируемому виду деятельности и соответствуют ли ограничения, установленные для неё лицензированием, общественным и правовым целям?

Согласно Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежат такие виды деятельности, при осуществлении которых существует риск причинения ущерба, вреда правам и законным интересам, защищаемым путём лицензирования и указанным в Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности». Относится ли частная детективная деятельность к такому виду деятельности? Для этого необходимо проанализировать цели лицензирования, характер и содержание указанного вида деятельности и на основании такого анализа сделать вывод о том, действительно ли в процессе осуществления частной детективной деятельности имеется реальный риск причинения ущерба защищаемым Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» ценностей.

В соответствии с частью 1 статьи 2 указанного Федерального закона лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях:

предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан;

окружающей среде;

объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации;

обороне и безопасности государства.

Рассмотрим, достигаются ли указанные цели при лицензировании частной детективной деятельности.

Что касается первой цели лицензирования, то она вряд ли может служить основанием для отнесения частной детективной деятельности к лицензируемому виду деятельности, так как в соответствии со ст. 1 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» она осуществляется в целях защиты, а не нарушения, прав и законных интересов граждан. В процессе её осуществления частные детективы не имеют права использовать оружие и специальные средства. Совершаемые при оказании частным детективом услуг действия и используемые при этом средства, чётко прописаны в указанном Законе. Частная детективная деятельность довольно подробно регулируется законодательством, в котором детально прописаны требования к кандидатам на приобретение статуса частного детектива, его права и обязанности, перечень детективных услуг, запреты и ограничения. Поэтому риск причинения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан при осуществлении частной детективной деятельности практически отсутствует. Следует иметь в виду и то, что если буквально толковать данное требование, то оно может послужить основанием для лицензирования практически любого вида деятельности, так как риск причинения ущерба правам и интересам граждан имеется при осуществлении практически любого вида деятельности.

Применительно к другим целям лицензирования, частная детективная деятельность не имеет к ним никакого отношения, и поэтому они не могут служить основанием для отнесения этого вида деятельности к лицензируемым видам.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается. Однако на практике это принципиальное положение не всегда соблюдается. Как отмечается в Докладе Минэкономразвития «О лицензировании отдельных видов деятельности», в настоящее время лицензируются такие виды деятельности, при осуществлении которых риск причинения указанного в данной статье ущерба, как правило, отсутствует. Представляется, что к числу таких видов деятельностей относится и частная детективная деятельность.

Для обоснования нецелесообразности лицензирования частной детективной деятельности уместно вспомнить часть 3 статьи 2 Федерального закона № 99-ФЗ от 22 апреля 2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности», согласно которой к лицензируемым видам могут быть отнесены только те виды деятельности, регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме лицензирования.

Применительно к частной детективной деятельности такие эффективные методы для её регулирования имеются. Законодательство в области частной детективной деятельности предусматривает осуществление федерального государственного контроля (надзора) за частной детективной деятельностью, который позволяет обеспечить необходимый уровень безопасности и защиты охраняемых ценностей при оказании детективных услуг, а также соответствующее её регулирование. Так, Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», содержит специальные разделы (7, 8), посвященные осуществлению контроля и надзора за частной детективной деятельностью и ответственности детективов за осуществление незаконной частной детективной деятельности. Уголовное и административное законодательство предусматривает ответственность частного детектива за совершенные им правонарушения (например, ст. 20. 16 КоАП РФ, ст. 203 УК РФ). Законодательством предусмотрена возможность саморегулирования в данной области. Изложенное наглядно свидетельствуют о том, что эффективный контроль за частной детективной деятельностью может осуществляться и без применения института лицензирования.

Исключение частной детективной деятельности из числа лицензируемых видов деятельности будет способствовать реализации государственной политики в области лицензирования, направленной на сокращение лицензирования отдельных видов деятельности. Так, если в предыдущем Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» было более 200 лицензируемых видов, то в действующем федеральном законе их осталось более 50. Кстати, по такому пути идёт и международное законодательство.

Исключение частной детективной деятельности из числа лицензируемых видов деятельности будет способствовать снижению административного воздействия на предпринимательскую деятельность в данной сфере, выходу из «тени» значительного числа лиц, фактически занимающихся детективной деятельностью (работники служб безопасности организаций, страховых компаний и т.п.). Кроме того, такая мера позволит сохранить, по существу, вымирающий вид социально полезной человеческой деятельности. Так, по данным Минэкономразвития в 2014 году лицензию на осуществление частной детективной деятельности имело 1145 граждан, то в 2018 году осталось – 940.

Как практически решить данный вопрос? Это можно сделать в рамках механизма «регуляторной гильотины», реализация которого предусмотрена подпунктом «Б» пункта 3 перечня поручений по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 20 февраля 2019 года.

Таким образом, системный подход к определению правовой природы частной детективной деятельности позволяет рассматривать её как отдельный вид единой профессиональной сыскной деятельности, разновидность юридической и предпринимательской деятельности, одно из средств обеспечения национальной безопасности, лицензируемый вид деятельности.

 

  1. Сущность частной детективной деятельности

 

Определить сущность частной детективной деятельности, значит, раскрыть самое главное и существенное присущее ей внутреннее содержание. Согласно статье 1 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» под частной детективной деятельностью понимается оказание детективных услуг, предусмотренных частью 2 статьи 3 данного Закона. Поэтому именно они определяют суть рассматриваемого вида деятельности и характеризуют её содержание.

Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (часть 2 статьи 3) предусматривает 8 видов детективных услуг. В зависимости от направленности и статуса заказчиков их можно классифицировать на:

услуги по защите прав и законных интересов участников гражданского и уголовного судопроизводств (п. 1, 7);

услуги по защите прав и законных интересов ребёнка (п. 8);

услуги по защите прав и законных интересов предпринимателей (п. 2, 3, 4);

услуги по защите имущественных прав и законных интересов юридических и физических лиц (п. 6, 8 в части, касающейся поиска имущества должника в соответствии с исполнительным документом);

услуги по защите прав и законных интересов юридических и физических лиц, связанных с признанием гражданина без вести пропавшим (п. 5).

Рассмотрим каждый из перечисленных видов детективных услуг.

Сбор сведений для невластных участников гражданского и уголовного судопроизводств направлен на обеспечение их права на представление доказательств, заявление ходатайств, всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств гражданского и уголовного дел. Для участников уголовного и гражданского судопроизводств предоставленная Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» возможность заключить договор с частным детективом на сбор сведений позволяет им реализовать предоставленное Конституцией РФ право граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29).

В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом (ст. 35) лица, участвующие в деле (стороны, третьи лица, прокурор, лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц или вступающие в процесс в целях дачи заключения, заявители и другие заинтересованные лица по делам особого производства), вправе представлять доказательства. При этом законодатель не указывает способы собирания такими лицами доказательств, а лишь указывает в части 2 статьи 57 ГК РФ, что в случае, если предоставление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, они вправе ходатайствовать перед судом об оказании им содействия в собирании и истребовании доказательств. Однако для таких случаев есть ещё один законный способ получения указанными лицами необходимых доказательств. Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (п. 1 части 2 ст. 3) предоставляет право лицам, участвующими в деле, за исключением прокурора, заключить с частным детективом возмездный договор на сбор сведений по гражданскому делу. Полученные от частного детектива сведения позволяют заинтересованным лицам реализовать предоставленные законодательством право на представление доказательств, заявление ходатайств о приобщении к гражданскому производству полученных от частного детектива сведений (предметов, документов) в качестве доказательств, о допросе лиц в качестве свидетелей, об истребовании доказательств, об отводе прокурора, судьи, о назначении экспертизы и т.п.

Обеспечение прав участников уголовного судопроизводства на представление доказательств и заявления ходатайств осуществляется частным детективом путём оказания услуги, предусмотренной пунктом 7 части 2 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса).

Уголовно-процессуальный кодекс РФ (ст. ст. 42, 44, 46, 47, 53, 54) предоставляют право невластным участникам уголовного судопроизводства представлять доказательства, заявлять ходатайства, приносить жалобы на действия и решения властных участников уголовного судопроизводства. Кроме того, Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» предоставляет им возможность заключить гражданско-правовой договор с частным детективом на сбор сведений по уголовному делу и использовать полученные от него сведения в доказывании, обосновании ходатайств, жалоб. Использование невластными участниками уголовного судопроизводства сведений, полученных от частного детектива, является одной из гарантий реализации указанными лицами права на представление доказательств, а, следовательно, и на участие в доказывании, на заявление ходатайств, принесение жалоб.

Как следует из содержания пункта 7 части 2 статьи 3 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частный детектив осуществляет сбор сведений по уголовному делу, то есть, собирает информацию, необходимую для ответа на вопросы, поставленные участником уголовного судопроизводства и указанные в договоре. В зависимости от статуса участника уголовного судопроизводства частному детективу может быть поручено, собрать сведения о соучастниках преступления, их местонахождении; об очевидцах преступления; лицах, пострадавших от преступления и размере причиненного им вреда; о месте нахождения предметов и орудий преступления, документов, имеющих значение для рассмотрения уголовного дела. Другими словами, частный детектив вправе собирать сведения по уголовному делу как об обстоятельствах, подлежащих доказыванию по уголовному делу (ст.73 УПК РФ), так и о других обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела.

Содержание и объём собираемых частным детективом сведений определяются процессуальным положением участника процесса, заключившего договор с частным детективом, осуществляемой им процессуальной функции, его процессуальными интересами, а также предметом договора (сведения по вопросам, поставленным заказчиком).

Необходимо иметь в виду, что термин «сведения» нужно понимать в широком его значении. Он включает в себя и сведения (информацию), носителем которой являются предметы и документы.

Важно учитывать и то, что сведения, собираемые частным детективом, и доказательства по уголовному делу – не одно и то же. Как верно указано в названии рассматриваемой услуги, частный детектив собирает и передаёт участнику уголовного судопроизводства не доказательства, а сведения. Доказательствами они становятся после того, как орган расследования или суд, путём производства соответствующих следственных действий, установят их относимость и допустимость, определят достоверность.

Для понимания сущности данной услуги нужно учитывать и ряд других обстоятельств, её характеризующих. Собирание частным детективом сведений по договору с участником уголовного судопроизводства никоим образом не следует рассматривать как «параллельное» расследование уголовного дела. Частный детектив, при оказании указанной услуги, не вправе инициативно осуществлять какие-либо сведения по уголовному делу. Приступить к собиранию сведений по уголовному делу (правильнее было бы говорить о сборе сведений для участника уголовного судопроизводства) частный детектив вправе только после заключения гражданско-правого возмездного договора с конкретным участником уголовного судопроизводства.

Прежде чем заключить договор на сбор сведений по уголовному делу, частный детектив должен удостовериться в том, что заказчик данной детективной услуги обладает статусом участника уголовного судопроизводства, имеющего право заключить указанный договор. Далее, частный детектив не вправе для сбора сведений по уголовному делу производить какие-либо процессуальные действия. Для этого он вправе осуществлять только действия, предусмотренные статьей 5 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Частный детектив не является участником уголовного судопроизводства и поэтому не вступает в уголовно-процессуальные отношения, как с властными, так и невластными участниками уголовного судопроизводства. Его отношения с невластными участниками уголовного судопроизводства являются гражданско-правовыми отношениями. Уголовно-процессуальные отношения с властными участниками уголовного судопроизводства могут возникнуть у частного детектива только в случае вызова его на допрос в качестве свидетеля либо на основании ходатайства заказчика данной услуги или по инициативе органов расследования или суда. Кроме того, такие уголовно-процессуальные отношения могут возникнуть и при исполнении частным детективом требования, предусмотренного пунктом 7 части 2 статьи 7 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», обязывающего частного детектива в течение суток с момента заключения договора с заказчиком письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя или суд, в чьём производстве находится уголовное дело. Предметом допроса частного детектива в качестве свидетеля могут являться обстоятельства, связанные с оказанием услуги по сбору сведений по уголовному делу.

Характеризуя услугу, предусмотренную пунктом 7 части 2 статьи 3 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», следует обратить внимание на ряд общих признаков, которые присущи сведениям, собираемым частным детективом и сведениям, полученным органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и представляемыми органам предварительного расследования и суду.

С точки зрения теории доказательств правовая природа сведений, полученных в результате оперативно-розыскной деятельности и частной детективной деятельности, по существу, одинакова. Результаты частной детективной деятельности по своей правовой природе сходны с результатами оперативно-розыскной деятельности, и те и другие относятся к информации, полученной не процессуальным путём, поэтому они используются в доказывании по уголовному делу на одних и тех же условиях – должны отвечать требованиям, предъявляемым к доказательствам (относимость, допустимость, достоверность). И те и другие сведения направлены на установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, с той лишь разницей, что сведения, полученные в ходе оперативно-розыскной деятельности, представляются властным участникам уголовного судопроизводства со стороны обвинения (в орган предварительного расследования или в суд), а сведения, полученные в процессе осуществления частной детективной деятельности, передаются как отдельным участникам уголовного судопроизводства со стороны обвинения (потерпевшему, гражданскому истцу, частному обвинителю), так и участникам уголовного судопроизводства со стороны защиты.

Как результаты оперативно-розыскной деятельности, так и результаты частной детективной деятельности получены в результате законной профессиональной деятельности и в порядке, установленном законодательством. И, наконец, в случае использования в доказывании сведений, полученных в ходе оперативно-розыскной и частной детективной деятельностей, к ним предъявляются одинаковые требования – они должны отвечать требованиям, предъявляемым Уголовно-процессуальным кодексом РФ к доказательствам.

Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (п.8 части 2 статьи 3) предоставляет частному детективу право оказывать на договорной основе с взыскателем услугу, связанную с поиском ребёнка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании или о передаче ребёнка, порядке общения с ребёнком, требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребёнка или об осуществлении в отношении такого ребёнка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации. По своему характеру и содержанию она направлена на защиту прав и законных интересов ребёнка и взыскателя. Речь в данном случае идёт о защите прав ребёнка, предусмотренных п. 2 ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации, согласно которому каждый ребёнок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Если указанные права ребёнка нарушены и принятые судебным приставом-исполнителем действия, предусмотренные законом, не привели к установлению местонахождения ребёнка, Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (ст. 65) предусматривает исполнительный розыск ребёнка. В соответствии с п. 1.1 ч. 1 статьи 65 ФЗ № 229 указанного Федерального закона под исполнительным розыском ребёнка понимаются проводимые судебным приставом-исполнителем, на которого возложены функции по розыску, предусмотренные данной статьёй исполнительно-розыскные действия, направленные на установление местонахождения ребёнка. Непосредственно объявление розыска ребёнка производится на основании соответствующего заявления взыскателя либо по инициативе судебного пристава-исполнителя, в производстве которого находится исполнительное производство.

Частный детектив осуществляет поиск ребёнка только в рамках исполнительного производства, которое содержит одно из следующих требований: 1) об отобрании ребёнка; 2) о передаче ребёнка; 3) о порядке общения с ребёнком; 4) о возвращении ребёнка, незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации; 5) об осуществлении в отношении ребёнка, незаконно перемещённого в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации, прав доступа на основании международного договора Российской Федерации.

Заказчиком данной услуги могут быть взыскатели (гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ). Судебный пристав-исполнитель таким правом не наделён. В соответствии с пунктом 11 статьи 65 Федерального закона «Об исполнительном производстве» для производства розыска судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, по заявлению взыскателя вправе использовать сведения, полученные в результате осуществления частной детективной деятельности.

Таким образом, оказание частным детективом услуги по поиску ребёнка на основании договора с взыскателем является дополнительным средством защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов, как ребёнка, так и заказчиков данной услуги, способствует реализации государственной политики в области охраны прав детей, обеспечению максимальных возможностей для развития, воспитания, обучения, социализации личности ребёнка.

К услугам по защите прав и законных интересов предпринимателей относятся услуги, предусмотренные пунктами 2, 3, 4 и пункта 8 (в части, касающейся поиска лица, являющегося должником в соответствии с исполнительным документом) части 2 статьи 3 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», а именно:

изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадёжных деловых партнеров;

установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;

выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;

поиск в соответствии с исполнительным документом лица, являющегося должником заказчика, занимающегося предпринимательской деятельностью. Несмотря на различный характер услуг, составляющих данный вид, их объединяет то, что все они направлены на обеспечение безопасности предпринимательской деятельности заказчиков детективных услуг путём выявления, предупреждения и пресечения правонарушений в сфере экономической деятельности, информационного обеспечения предпринимательской деятельности, имущественных прав заказчика, защиты коммерческой и иной охраняемой законом тайны, выявления недобросовестных работников.

Оказание указанных услуг юридическим и физическим лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью, также способствует реализации гражданами своего конституционного права на занятие предпринимательской деятельностью (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ).

Услуги по защите прав и законных интересов юридических и физических лиц, являющихся собственниками имущества или владеющих им на ином законном основании (п. 6, 8 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации») направлены на обеспечение права собственности. В ходе их оказания частный детектив осуществляет поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества, а также поиск имущества должника в соответствии с исполнительным документом. Заказчиками указанных детективных услуг могут быть любые юридические и физические лица.

К отдельному виду детективных услуг отнесён поиск без вести пропавших граждан, которые оказываются в целях защиты прав и законных интересов заинтересованных лиц (родственники, знакомые, органы опеки и попечительства и другие лица). Поиску без вести пропавшего лица предшествует признание судом лица безвестно отсутствующим в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 42). Из буквального толкования пункта 5 части 2 статьи 3 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» можно сделать вывод, что частный детектив вправе заключить договор на поиск пропавшего лица только в том случае, если заказчиком является гражданином Российской Федерации. Однако на практике частные детективы заключают такие договоры и с лицами, не являющимися гражданами Российской Федерации (лицами без гражданства, иностранными гражданами, в том числе проживающими на территории России). Правомерность такой практики основывается на положениях Конституции РФ, согласно части 3 статьи 62 иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и исполняют обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Таким образом, частный детектив, оказывая услуги по поиску пропавших без вести лиц, осуществляет защиту прав и законных интересов заинтересованных лиц, не только являющимися гражданами России, но и иностранных граждан, а также лиц без гражданства.

Обязанность розыска лиц, пропавших без вести, возлагается на правоохранительные органы. Поиск таких лиц по договору с заинтересованными лицами служит дополнительным средством для их своевременного обнаружения. Сведения, полученные детективом, могут быть использованы правоохранительными органами для эффективного поиска пропавших без вести лиц, что является одним из способов оказания им содействия в решении стоящих перед ними задач.

 

  1. Правовое регулирование частной детективной деятельности

 

Создание цивилизованного рынка детективных услуг и дальнейшее его развитие, повышение эффективности частной детективной деятельности невозможно при отсутствии законодательства, отвечающего потребностям практики, интересам потребителей детективных услуг, происходящим изменениям в стране. Отсутствие основательной правовой базы, постоянное запаздывание с принятием необходимых законов существенно тормозит развитие частного сыска в России, не способствует решению частными детективами задач по обеспечению безопасности предпринимательской деятельности, защите прав и законных интересов заказчиков детективных услуг.

Характерной особенностью последнего времени является то, что детективное законодательство рассматривается как единая система, единое целое и одновременно как составная, логически непротиворечивая часть сыскного законодательства и всей правовой системы российского законодательства. В настоящее время у детективного сообщества имеется чёткое представление относительно того, каким должно быть детективное законодательство в целом, и в каком направлении оно должно совершенствоваться. Важно и то, что в отличие от прошлых лет, это понимание материализовано в конкретных документах, законопроектах.

Так учеными, рассматривающими частную детективную деятельность как один из видов профессиональной сыскной деятельности, обосновывается целесообразность формирования новой отрасли права – детективного права как своевременного реагирования государства на необходимость упорядочения сложившихся детективных правоотношений. Они определяют детективное право как социально обусловленную систему правовых норм, регулирующую отношения (детективные отношения), возникающие в детективной деятельности в связи и по поводу оказания законных детективных услуг. Другими словами, детективное право – это система правовых норм, регулирующих публично- и частноправовые отношения, возникающие в процессе осуществления частной детективной деятельности.

Определены и научно обоснованы концептуальные подходы к правовому регулированию частной детективной деятельности. Специалистами ННФ «Институт проблем безопасности и устойчивого развития» разработаны Модельный закон и проект федерального закона о частной детективной деятельности, о внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, в части, касающейся использования результатов частной детективной деятельности в доказывании по уголовным делам.

В настоящее время частная детективная деятельность регулируется Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и принятыми в соответствии с ним подзаконными правовыми актами. Анализ его содержания свидетельствует о том, что принятый в 1992 году закон к настоящему времени существенно устарел, поскольку в основном отражает реалии, характерные для того времени, когда детективная деятельность находилась в стадии зарождения, отсутствовала практика, многие актуальные вопросы были теоретически не проработаны. Кроме того, с момента его принятия существенно изменилось законодательство Российской Федерации, составляющее правовую основу детективной деятельности.

Наличие в указанном Законе нечётких формулировок и положений, устаревших терминов, затрудняет их понимание, допускает двоякое толкование, что в итоге создаёт серьёзные проблемы в его применении на практике, побуждает частных детективов вынужденно идти на нарушение законодательства. Значительная часть его норм и положений противоречат друг другу и нормам, содержащимся в других законах.

Существующая практика совершенствования детективного законодательства путём внесения в него изменений оказалась бесперспективной. Значительного улучшения его содержания от такого «латания» не произошло. Наоборот, внесённые в него изменения в ряде случаев ухудшили его, привнесли новые противоречия, несогласованности с другими отраслями права. Поэтому необходимо отказаться от дальнейшего «латания» действующего законодательства и приступить к разработке принципиально нового детективного законодательства, отвечающего потребностям практики и науки, в том числе, формирующейся новой науки о профессиональной сыскной деятельности – сыскологии.

Было бы правильным приступить к решению этой задачи с разработки концепции сыскного законодательства. В ней, на основе системного подхода к правовому регулированию частной детективной деятельности, определиться с перечнем необходимых для этого законов, их содержанием, последовательностью принятия.

В законотворческой деятельности существует принципиальное положение относительно последовательности принятия законов: вначале принимаются законы более высокого уровня, которые носят общий, базовый характер, а затем на их основе разрабатываются законы частного характера.

С учётом положений сыскологии о единой профессиональной сыскной деятельности и её видовом характере, вначале следует подготовить и принять общий, базовый федеральный закон «О профессиональной сыскной деятельности». Идею о необходимости разработки и принятии такого федерального закона поддерживают и сторонники сыскологии. Он будет составлять ядро правовой основы сыскного законодательства, являться «рамочным», общим законом по отношению ко всем другим законам, регулирующим виды профессиональной сыскной деятельности, служить методологической основой для видового законодательства и ориентиром для решения частных вопросов, возникающих при осуществлении различных видов сыскной деятельности.

Следует отметить, что содержание предлагаемого указанного федерального закона учёными, занимающимися проблемами профессиональной сыскной деятельности, детально не рассматривалось. Ими обосновывалась лишь необходимость разработки и принятия такого закона, а также вносились отдельные предложения частного характера, как, например, чётко разграничить государственную и негосударственную профессиональную сыскную деятельность.

Представляется, что Федеральный закон «О профессиональной сыскной деятельности» должен содержать следующие основные положения.

В целях унификации сыскной терминологии в нём следует дать основные понятия, характеризующие профессиональную сыскную деятельность, определить её правовую основу, цели, задачи, принципы, виды, сферу деятельности каждого вида сыскной деятельности, средства, прописать общие признаки, присущие всем видам профессиональной сыскной деятельности, а также осветить другие вопросы общего характера.

Подготовка проекта указанного федерального закона предполагает мобилизацию интеллекта всего сыскного сообщества, средоточие результатов его научной деятельности в едином координирующем методологическом центре исследований теории и практики сыска. Учитывая, что профессиональный сыск включает в себя как государственный, так и частный сыск, то таким центром могло бы стать одно из государственных научных учреждений. Специалисты ННФ «Институт проблем безопасности и устойчивого развития» готовы принять активное участие в его разработке, в частности, по такому научному направлению как детективология, который располагает для этой работы всем необходимым. Его специалисты более двадцати лет занимаются проблемами частного сыска. Ими разработаны Концепция детективного законодательства, проекты Федеральных законов «О частной детективной деятельности», «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс», проекты Модельных законов «О негосударственной (частной) сыскной деятельности», «О негосударственных субъектах обеспечения национальной безопасности» и др.

В связи с тем, что подготовка проекта Федерального закона «О профессиональной сыскной деятельности» и его принятие потребует значительного времени в настоящее время для совершенствования детективного законодательства следует, наряду с работой по подготовке указанного общего федерального закона, сосредоточить внимание на подготовке и принятии нового, отдельного Федерального закона «О частной детективной деятельности».

Необходимость подготовки отдельного закона, регламентирующего частную детективную деятельность, обусловлена следующими обстоятельствами.

Практика детективной деятельности нуждается в законодательстве, отвечающем современным реалиям, основанном на действующем законодательстве, новым научным направлениям в данной сфере.

Существует потребность в принятии отдельного федерального закона, регулирующего частную детективную деятельность.

В настоящее время частная детективная и охранная деятельности необоснованно регулируются одним законом – Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». В соответствии с законодательством (п. п. 31, 32 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности») частная детективная и охранная деятельности представляют собой два отдельных, самостоятельных вида деятельности, у которых практически нет ничего общего, что давало бы основание регулировать их в одном законе. Они различны по своему содержанию, характеру, оказываемым услугам, правовой природе. Охранная деятельность в основном нацелена на обеспечение сохранности имущества юридических и физических лиц, защите жизни и здоровья охраняемых граждан, в то время как детективная – представляет собой разновидность сыскной, юридической деятельности, а её содержанием является сбор сведений в рамках оказываемых детективных услуг. Различно и содержание указанных видов деятельности. Согласно части 1 статьи 3 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» детективная деятельность осуществляется для сыска, частная охранная деятельность – для охраны. Далее, указанный Закон запрещает одному лицу заниматься одновременно частной детективной и частной охранной деятельностью.

Наличие отдельного закона о детективной деятельности целесообразно и с точки зрения юридической техники. В Законе РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» содержится немало отсылочных норм, которые одновременно распространяются как на частную детективную, так и на частную охранную деятельности. Однако с учётом существенных различий между этими видами деятельности применить их практически невозможно.

Кстати, идея о необходимости подготовки самостоятельного закона о частной детективной деятельности высказывалась законодателем ещё в 1991 году.

Так, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 18 апреля 1991 года № 1027-1 Комитету Верховного Совета РСФСР по вопросам законности, правопорядка и борьбы с преступностью совместно с Комитетами Верховного Совета РСФСР по безопасности и по законодательству поручалось в двухмесячный срок разработать и представить в Верховный Совет РСФСР проект закона РСФСР «О негосударственных детективных службах в РСФСР». Однако по каким-то причинам это Постановление Верховного Совета РСФСР исполнено не было, и в 1992 году был принят ныне действующий общий закон – Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

По пути регулирования частной детективной деятельности в отдельном законе идёт международная законотворческая практика. Так, в марте 2017 года Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств приняла отдельный Модельный закон «О негосударственной (частной) сыскной деятельности», проект которого был подготовлен автором настоящей статьи и директором ННФ «Институт проблем безопасности и устойчивого развития» В.А. Ананьевым.

По существу, однозначную позицию относительно необходимости подготовки и принятия отдельных федеральных законов, регулирующих частную детективную и частную охранную деятельности, занимают представители соответствующих правоохранительных органов, учёные и практики.

Проект Федерального закона «О частной детективной деятельности» подготовлен и в настоящее время находится на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Законопроект содержит следующие принципиально новые, по сравнению с Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», положения, а именно:

значительно расширен понятийный аппарат. В частности, определены такие понятия как «детективная организация», «работник детективной организации, непосредственно участвующий в оказании детективных услуг», «помощник детектива», «заказчик детективной услуги», «детективные мероприятия», «результаты детективной деятельности»;

унифицирована терминология по всему тексту законопроекта («детективная деятельность» вместо «детективная (сыскная) деятельность», «детективные услуги» вместо «детективные (сыскные услуги)», «заказчик детективной услуги» вместо «заказчик (клиент)»;

предоставлено право на осуществление детективной деятельности не только детективам, но и детективным организациям, что будет способствовать развитию рынка детективных услуг. Как свидетельствует практика, заказчики относятся к детективным организациям с большим доверием;

предусмотрены новые виды детективных услуг, а именно: сбор сведений, предметов и документов по арбитражным делам, делам об административных правонарушениях;

сбор сведений по делам исполнительного производства;

сбор сведений, предметов и документов для подачи физическими и юридическими лицами заявления в правоохранительные органы о совершенном или готовящемся преступлении или представления иска в суд;

сбор сведений по установлению наступления страхового случая;

сбор сведений сторонам для разрешения спора в третейском суде;

определены участники детективной деятельности, их правовой статус, порядок его приобретения и утраты, права и обязанности, ответственность;

значительно расширены права детектива. Ему, например, предоставляется право исследовать предметы и изучать документы с согласия их владельца; осуществлять внешний осмотр транспортных средств и других объектов для получения необходимой информации; осуществлять действия по закреплению (фиксации) следов события.

Федеральный закон «О частной детективной деятельности» будет составлять основу формирующейся новой отрасли права – детективного права, под которой понимается социально обусловленная система правовых норм, регулирующая ведущие общественные отношения (детективные отношения), возникающие в детективной деятельности в связи и по поводу оказания детективных услуг. Его принятие будет способствовать совершенствованию законодательства в области профессионального сыска, формированию цивилизованного рынка детективных услуг, более эффективному использованию возможностей частного сыска в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений, в обеспечении национальной безопасности.

После принятия проекта указанного Федерального закона «О профессиональной сыскной деятельности» необходимо будет приводить в соответствие с ним нормативные правовые акты, регулирующие частную детективную деятельность.

 

 

 

Агутин А.В. Правовые и тактические аспекты частной детективной деятельности. – Н. Новгород, 1996. – С. 309; Семенов В.Г. Правовые основания, порядок получения и использования результатов частной детективной деятельности при расследовании преступлений. – Москва, 2009.

 

 

Семенов В.Г. Частная детективная деятельность при расследовании преступлений. – М.: «Юрлитинформ», 2006.; Шумилов А.Ю. Феномен научных школ профессионального сыска: моногр. / А.Ю. Шумилов. М.: ИД Шумиловой И.И., 2007.

 

 

Агутин А.В. К вопросу о роли и месте частного сыска в уголовно-процессуальном доказывании //Оперативник (сыщик). 2004 № 1. С. 35-39; Зникин В.К. Возможности сыскологии в разработке проекта федерального закона «О профессиональной сыскной деятельности» // Оперативник (сыщик). 2012. № 4 (33). С. 14-16: Шестаков В.И. Актуальные вопросы правового регулирования частной сыскной деятельности // Оперативник (сыщик). 2006. № 3. С. 22-24. Шумилов А.Ю. Совершенствование профессионального негосударственного сыска (детективной деятельности): вопросы теории / А.Ю. Шумилов // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2008. № 6. С. 127-129.

 

 

Шумилов А.Ю. Сыскология, или наука о профессиональной сыскной деятельности: первое знакомство // Оперативник (сыщик). 2007. № 4 (13). С. 10-17.

 

 

Аскеров Б.М. О некоторых аспектах зарождения новой науки о профессиональном сыске / Б.М. Аскеров // Оперативник (сыщик). 2012. № 4 (33). С. 6-9; Басецкий И.И. О формировании системы сыска в Республике Беларусь: науч. доклад / И.И. Басецкий, В.Ч. Родевич. Минск: Академия МВД, 2015. С. 23; Крошко В.П. Сыскология – назревшая необходимость (о некоторых аспектах методологии профессора Шумилова А.Ю. // Оперативник (сыщик). 2008. № 4. С. 8-20; Крошко В.П. Сыскология — назревшая необходимость (о некоторых аспектах методологии профессора А.Ю. Шумилова // Оперативник (сыщик). 2008. № 4. С. 8-20.

 

 

Шумилов А.Ю. 250 знаковых публикаций о сыске за последние 150 лет // Оперативник (сыщик). 2005. № 3 (4) С. 37-44; № 19. С. 26-27; № 31. С. 26-29.

 

 

Шумилов А.Ю. Феномен научных школ профессионального сыска: – М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2007, С. 29-32.

 

 

Шумилов А.Ю. Сыскология, или наука о профессиональной сыскной деятельности: первое знакомство // Оперативник (сыщик). 2007. № 4 (13). С. 10.

 

 

Шумилов А.Ю. Феномен научных школ профессионального сыска: – М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2007, С. 35-36.

 

 

Шумилов А.Ю. Некоторые проблемы становления оперативно-разыскной науки, криминосыскологии и детективологии // Пробелы в российском законодательстве. 2009. № 3. С. 125-128.

 

 

Шумилов А.Ю. Феномен научных школ профессионального сыска. М. Издательский дом Шумиловой И.И. 2007, С. 10.

 

 

Гордин А.В. К вопросу о закономерностях развития оперативно-разыскной науки в современной оперативно-разыскной реальности // Оперативник (сыщик). 2015. № 2 (43). С. 12; Мазаев В. Сыскология, или Наука о профессиональной сыскной деятельности: первое знакомство // Оперативник (сыщик). 2007. № 4 (13). С. 30.

 

 

Шумилов А.Ю. Феномен научных школ профессионального сыска. М. Издательский дом Шумиловой И.И. 2007, С. 11.

 

 

Шумилов А.Ю. Феномен научных школ профессионального сыска. М. Издательский дом Шумиловой И.И. 2007. С. 15-16; Шарихин А.Е. Сыскология как наука или новая парадигма: выбор пути / А.Е. Шарихин // Оперативник (сыщик). 2009. № 3. С. 9-13.

 

 

Шумилов А.Ю. Частное детективное и охранное право как наука / Шумилов А.Ю. // Российская криминологическая энциклопедия: Преступность и борьба с ней в понятиях и комментариях / под общ. ред. Долговой А.И. М.: НОРМА (изд. группа НОРМА-ИНФРА-М), 2000. С. 777-778; Мазаев В. Сыскология, или Наука о профессиональной сыскной деятельности: первое знакомство. // Оперативник (сыщик). 2007. № 4 (13). С. 30; Шумилов А.Ю. Совершенствование профессионального негосударственного сыска (детективной деятельности)) вопросы теории / Шумилов А.Ю. // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2008. № 6. С. 127-129.

 

 

Модельный закон «О негосударственной (частной) сыскной деятельности», подготовлен специалистами ННФ «Институт проблем безопасности и устойчивого развития», принят МПА СНГ 27 марта 2017 года.

 

 

Модельный закон ОДКБ «О негосударственных субъектах обеспечения национальной безопасности» (ч. 2 ст. 1), подготовленный специалистами ННФ «Институт проблем безопасности и устойчивого развития». Принят ПА ОДКБ в ноябре 2019 года; Шестаков В.И. Негосударственная сфера безопасности, охранная деятельность, частный сыск (становление, современное состояние, перспективы). Т. 1. М.: РадиоСофт, 2017. С. 13-106: Т. 2 . С. 195-207, 219-224.

 

 

Доклад Министерство экономического развития «О лицензировании отдельных видов деятельности», 2019. С. 5.

 

 

Доклад Министерство экономического развития «О лицензировании отдельных видов деятельности». 2019. Таблица 4, п. 37.

 

 

 

 

В.И. Шестаков, А.А. Перцев, В.А. Ананьев. Концептуальные и практические проблемы охранной и детективной деятельности и пути их решения. ЗАО Издательский дом « Мир безопасности» М. 2015. С. 122-143.

 

 

Шестаков В.И. Вопросы теории, практики и правового регулирования негосударственной сферы безопасности, частной охраны и сыска. – М.: РАДИОСофт, 2021. – Федеральный закон «О частной детективной деятельности (проект). С. 60-86; Шестаков В.И. Негосударственная сфера безопасности, охранная деятельность, частный сыск (становление, современное состояние, перспективы). Т. 1. М.: РадиоСофт, 2017. Концептуальны подходы к правовому регулированию частной детективной деятельности. С. 237-244, Шумилов А.Ю. Некоторые проблемы становления оперативно-розыскной науки, криминосыскологии и детективологии // Пробелы в российском законодательстве. 2009. № 3. С. 125-128.

 

 

Шумилов А.Ю. Частное детективное и охранное право как наука / Шумилов А.Ю. // Российская криминологическая энциклопедия: Преступность и борьба с ней в понятиях и комментариях / под общ. ред. Долговой А.И. М.: НОРМА (изд. группа НОРМА-ИНФРА-М), 2000. С. 777-778; Краткая сыскная энциклопедия: Деятельность оперативно-розыскная, контрразведывательная, частная сыскная (детективная) / авт.-сост. Шумилов А.Ю. М.: изд-ль Шумилова И.И., 2000.

 

 

Шестаков В.И. Негосударственная сфера безопасности, охранная деятельность, частный сыск (становление, современное состояние, перспективы). Т. 1. М.: РадиоСофт, 2017. Концептуальны подходы к правовому регулированию частной детективной деятельности. С. 237-244.

 

 

Шестаков В.И. Вопросы теории, практики и правового регулирования негосударственной сферы безопасности, частной охраны и сыска. – М.: РадиоСофт, 2021. С. 87-93; Шестаков В.И. Негосударственная сфера безопасности, охранная деятельность, частный сыск (становление, современное состояние, перспективы). Т. 5 . М.: РадиоСофт, 2017. С. 13-51, 166-175.

 

 

Зникин В.К. Возможности сыскологии в разработке проекта федерального закона «О профессиональной сыскной деятельности» // Оперативник (сыщик). 2012. № 4 (33). С. 14-16: Шумилов А.Ю. Совершенствование профессионального негосударственного сыска (детективной деятельности): вопросы теории / Шумилов А.Ю. // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2008. № 6. С. 127-129 ; Шестаков В.И. Негосударственная сфера безопасности, охранная деятельность, частный сыск (становление, современное состояние, перспективы). Т. 4 . М.: РадиоСофт, 2017. С. 100-101.

 

 

Шестаков В.И. Вопросы теории, практики и правового регулирования негосударственной сферы безопасности, частной охраны и сыска. – М.: РадиоСофт, 2021.С. 60-93.

 

 

Шестаков В.И., Перцев А.А., Ананьев В.А. Концептуальные и практические проблемы охранной и детективной деятельности и пути их решения.ЗАО Издательский дом « Мир безопасности» М. 2015. С. 71-82; Шестаков В.И. Негосударственная сфера безопасности, охранная деятельность, частный сыск (становление, современное состояние, перспективы). Т. 1. М.: РадиоСофт, 2017. С. 38-47.

 

 

Шумилов А.Ю. Сыскология, криминосыскология, метасыскология, хомосыскология, их научно значимые проявления и литература об этих новых сыскных науках. Некоторые определения.

 

It looks like JavaScript is disabled. Please enable JavaScript or upgrade to a Javascript-capable browser to be able to view this website properly.

It looks like your browser is out of date. Please upgrade your browser in order to view this website properly.